Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Стихотворные размеры: как определять, особенности и примеры Ямб хорей трехсложные размеры

Инструкция

В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое , не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво

Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

Учебник для 6 класса

Литература

Двусложные размеры стиха

Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую. Но что же сходного в строках с разными словами, разными предложениями? Рассмотрим строки стихотворения «Зимнее утро»:

    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный...

Чем похожи эти строки? Тем, что в них одинаково расположены ударные и безударные слоги. В каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов: первый безударный, второй ударный. Такие стихи называются двусложными .

Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие чётные слоги, называется ямбом . Стихотворение «Зимнее утро» написано ямбом.

Теперь возьмём другие строки:

Здесь тоже повторяются группы из двух слогов, только в этих группах первый слог ударный, а второй безударный.

Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие нечётные слоги, называется хореем .

Итак, двусложных размеров всего два: ямб и хорей. Ямбом и хореем написано множество стихов русских поэтов, это самые распространённые размеры в русской поэзии.

Вопросы и задания

  1. Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?

Стихи - это лучший дар, полученный ныне живущими поколениями от далеких предков. За многовековую историю человечества были созданы настоящие шедевры: эпосы и баллады, поэмы и романы. По мнению отдельных исследователей, любая литература начинается с поэзии, ибо стих - первое, что возвышалось из обиходной речи.

Два вида художественной речи

Поэзия от прозы отличается не каким-то одним признаком - особенностями ритма, звучанием или графическим видом... Она является особой системой организации букв и слов. Исследователи ставят перед собой множество вопросов: какая речь возникла раньше - стихотворная или прозаическая? Какая правильней и совершенней? Зачем человечеству нужна поэзия? Эти всегда, и на них нельзя дать однозначных ответов. Начиная свою поэтическую карьеру, не все юные гении знают, что такое двусложный и трехсложный размер стиха, как правильно ставить ударение и выдерживать паузы. Но как только, не без помощи музы, начинают появляться строки, в них можно заметить ярко выраженный ритм, и впоследствии полюбившийся способ организации речи можно проследить на всем творческом пути писателя.

История развития русского стихосложения

Происхождение любого термина принято связывать с античностью, ведь неспроста всем предметам и явлениям в далеком прошлом даны определенные наименования. В переводе с греческого слово «стих» обозначает «ряд». Поэтической речи присуща особая организованность, благодаря которой произведения несложно запоминать. Стихотворный текст интересен тем, что в нем речь разделена на определенные части, которые подтверждаются графикой. В пределах поэтической строки мы обнаруживаем повторение ударных и безударных слогов, которые образуют стопу. В литературоведении существуют двусложные и трехсложные размеры стиха: ямб и хорей, амфибрахий, анапест и дактиль.

В античности насчитывалось около 30 видов стоп. Русское стихосложение развивалось от тонического через силлабическое к силлабо-тоническому. В основе второй системы лежит особый принцип - в каждой строке ударение должно падать на предпоследний слог. Несоответствие фонетики русского языка с другими привело к появлению нового способа сложения, и реформы в этом направлении провели В. Третьяковский, М. Ломоносов и А. Востоков. В основе силлабо-тоники лежит повторение одинаковых стоп.

Двусложный размер стиха

Средняя длина русского слова составляет примерно 3 слога. В двусложных стихотворных размерах в ритмическом рисунке появляются безударные двусложные стопы. Ритмическая организация произведения зависит от длины строки. В хорее ударение падает на второй слог, в ямбе - на первый. В зависимости от количества слогов, они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестистопными или вольными. В творчестве русских писателей встречаются все размеры стиха.

Примеры хорея можно найти у А. Пушкина в «Зимнем вечере»: «... бУря/мглОю/ нЕбо/ крОет...». Для написания известного романа в стихах «Евгений Онегин» поэт выбрал четырехстопный ямб: «... мой дЯдя/ сАмых/ чЕстных/ прАвил...». Нередко для урегулирования ритма пропускается ударение или, наоборот, встречается на стыке слов.

Трехсложный размер стиха

Помимо ямба и хорея в силлабо-тонику входят дактиль, анапест и амфибрахий. Стихотворения, написанные таким способом, больше приближены к разговорной речи. Как правило, ударение в них пропускается редко, гораздо чаще можно встретить повторение ударных слогов. Со слов К. Вишневского можно выявить, что амфибрахий и анапест получили распространение лишь в середине девятнадцатого века, в эпоху расцвета творчества М. Лермонтова.

Дактиль - трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог. Русский поэт Н. Некрасов часто выбирал такой ритм, чтобы его произведения получались интонационно гибкими: «СлАвная/Осень! здо/рОвый, я/дрЕный/вОздух у/стАлые/сИлы бо/дрИт».

Амфибрахий часто использовали для написания своих шедевров поэты-символисты, такие как А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус. К. Бальмонт писал, что без трехсложных размеров жизнь была бы однообразной, и даже посвятил этой проблематике стихотворение: «хорЕи/ и Ямбы/, с их звУком/ корОтким/, я слЫшал/ в журчАньи/ ручьЕв».

В анапесте ударение падает на последний слог. Среди русских поэтов этот трехсложный стихотворный размер впервые употребил А. Сумароков в своей оде «Противу злодеев»: «На морскИх/ берегАх/ я сижУ/, не в прострА/нное мО/ре гляжУ». Вскоре он полюбился многим другим мастерам пера, и все чаще появлялись произведения, написанные анапестом.

Определяем стихотворный размер правильно

Ямб, хорей или амфибрахий... Казалось бы, выявить между ними разницу не составляет труда. Достаточно высчитать количество слогов и правильно расставить ударение, и размер сразу станет известным. Сегодня анализ стихотворного произведения делают школьники и студенты филологического факультета. Этот вид разбора встречается очень часто, и важно сделать его без ошибок, чтобы преподаватель высоко оценил работу. Иногда определить размер стиха очень сложно, поэтому у каждого начинающего филолога всегда должна иметься компактная таблица с нумерацией стоп, соответствующих особенностям ямба, дактиля или амфибрахия.

Первый и главный пункт разбора - расстановка ударения. Стоит учитывать, что для урегулирования ритма автор использует прием, когда вместо привычной гласной выделяет другой слог. Например: пускАй/ в душЕ/вной глу/бинЕ/ встаЮт/ и зА/ходят/ онЕ. В своем известном стихотворении Silentium! Ф. Тютчев выбрал не только оригинальный способ акцентирования в слове «заходят», но и пиррихированные стопы, когда ударение пропускается.

При правильной расстановке ударения сразу можно выявить, какие гласные стоят в сильной позиции. По таблице несложно будет определить, произведение написано анапестом, дактилем или торжественным ямбом.

Традиции русских писателей: размер стихов Пушкина, Лермонтова, Блока

Зачастую великие поэты в своем творчестве пытаются использовать все приемы, однако сложно не заметить, что каждый из них отдает предпочтение определенному ритму. Почти все ранние стихи А. Пушкина, включая его первую большую поэму «Руслан и Людмила», написаны двусложным ямбом. Трехсложный размер стиха звучит менее энергично и торжественно, но и он находил симпатии у многих великих поэтов. Примеры дактиля можно встретить у М. Лермонтова. Традиция написания трехсложными размерами развивается на стыке 19-20 веков, и ее продолжают писатели-символисты. Иногда А. Блок, З. Гиппиус, А. Ахматова и другие отступали от силлабо-тоники и писали свои произведения так называемыми «народными» ритмами, в организации которых лежит принцип соизмеримости ударных слогов в строках. Двусложные и трехсложные размеры адаптированы для русского языка, поэтому такой способ сложения стихотворений сейчас наиболее востребован, да и со временем также не потеряет своей актуальности.

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба .

Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля .

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги .
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия .

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия .

Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста .

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы , но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мча тся ту чи, вью тся ту чи/ Невиди мкою луна /Освеща ет сне г лету чий/Му тно не бо, но чь му тна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мча тся ту чи, вью тся ту чи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невиди мкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«О свеща ет сне г лету чий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Му тно не бо, но чь му тна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U , так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1) Пронумеровать все слоги в строке.

2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3) Выписать подряд номера ударных слогов.

4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9 - хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. - ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. - дактиль
  • 2-5-8-11 - амфибрахий
  • 3-6-9-12 - анапест


Таблица «​ Двухсложные стихотворные размеры »

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Названия

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ |

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры »

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

Амфибрахий

Анапест

Определение

Первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге,
а первый и второй слоги – безударные.

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11 и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

В ра бстве спасё нное
Се рдце свобо дное -
Зо лото, зо лото
Се рдце наро дное!
(Н.А. Некрасов)

На се вере ди ком стои т одино ко
На го лой верши не сосна
И дре млет, кача ясь, и сне гом сыпу чим
Оде та, как ри зой, она .
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напе вах твои х сокрове нных
Рокова я о ги бели ве сть.
Есть прокля тье заве тов свяще нных,
Поруга ние сча стия е сть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:
Шве д, ру сский - колет, рубит, режет – здесь ударный «Шве д» соседствует с «ру сским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гро м пу шек, топот, ржанье, стон, -
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)
Классический пример - начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мо й дя дя са мых че стных пра вил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мо й» и «дя дя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.