Что такое голем. Что такое Из любого подвернувшегося материала

Юбилей Магарала

Посетителей Праги, бродящих по пражским закоулкам, в большинстве случаев не привлекают замечательные открытия, сделанные здесь такими учеными, как Тихо Браге и Иоган Кеплер. Они с большим интересом слушают истории о магической и мистической Праге. И хотя им можно предложить таких историй более чем достаточное количество, самой яркой звездой на небосводе городских легенд является повесть о Големе. Его создание миф приписывает ученому раввину Иегуде бен Бецалелю (около 1525-1609).

Еврейский ученый, известный также как раввин Лев или Магарал, до сих пор является олицетворением средневековой Праги, где реальность смешивалась с легендой, наука с мистикой. Пражская еврейская община и вся чешская общественность почтила память этого великого еврейского мыслителя. В 2009 году отметили четырехсотлетний юбилей со дня его смерти. В течение этого длительного времени в знак уважения никто не сидел в кресле раввина на правой стороне Староновой синагоги.

В собраниях Пражского еврейского музея находится несколько первых изданий произведений раввина Лева. Именно эти произведения стали одними из наиболее значительных экспонатов выставки , посвященной памяти Магарала. На Старом пражском еврейском кладбище были проведены реставрационные работы, и приведено в порядок надгробие раввина Лева, а также надгробия его предков, потомков и членов семьи. Относящееся к позднему Ренессансу надгробие раввина Лева и его жены Перл является наиболее часто посещаемым памятником кладбища. Постоянно заливаемый волнами воска из приносимых свечей, со щелями, забитыми бумажками с таинственными посланиями паломников из разных стран, надгробный памятник является свидетельством того, что наследие раввина живо.

Для общественности наследие раввина - мыслителя и ученого - все же несколько закрыто его предполагаемым созданием Голема. Давайте в коротком экскурсе перенесемся в отрезок времени, предшествующий тому мгновению, когда раввин и его помощники темной ночью нашли месторождение глины, которой не касался человек, вылепили Голема и с помощью магических формул вдохнули в него жизнь.

Многие истории окутывают тени
Но среди них эта все же
является исключением.
По-прежнему живет память о Леве,
выдающемся пражском раввине.
Иегуду Лева вело стремление
Познать божью правду.
Он занялся заменой букв
и комплексными вариациями,
Пока не нашел слово,
Явившееся Ключом...

Хорхе Луис Боргес «Голем»

Идея создания искусственного существа очень стара. Еще до описания самого известного акта создания в книге «Генезис» древнегреческие повествования нам оставили рассказ о титане Прометее, который создал из глины и воды первых людей, на которых боги сослали страдания и несчастья в виде следующего искусственного создания: Пандоры. Земным создателем стал легендарный Пигмалион, создавший статую сверхъестественной красоты. Но оживить свое произведение он сумел лишь с помощью богов.

Средневековые создатели искусственных существ были убеждены в том, что сумеют в своих гомункулов вдохнуть жизнь. Во времена, когда в Праге из глины встал Голем, наиболее известный представитель алхимии Парацельс предложил в своем труде «De generatione rerum naturalium» другую, «биохимическую», концепцию создания искусственного существа. Знаменитый алхимик и врач советовал вложить мужское семя в герметически закрытый стеклянный сосуд, который следовало поместить на сорок дней в конский навоз. В течение этого времени в сосуде должно было произойти разложение и должна была появиться прозрачная человеческая форма без тела. Эта форма должна была вскармливаться средством из человеческой крови в течение сорока недель при температуре, соответствующей температуре материнского лона. Таким образом должно было возникнуть «человеческое дитя, как будто вышедшее из лона матери, но только немного меньше».

Метод легендарного раввина исходил из иных принципов, из комбинации божетвенного творения и познания, где имела свое место алхимическая теория четырех элементов - основополагающих камней мира. «Четыре элемента нужны для создания Голема или гомункула. А именно земля, вода, огонь и воздух», - объяснял раввин своим помощникам перед созданием Голема.

Из первого элемента Голем был создан, а три последующие - воду, воздух и огонь - представлял собой сам создатель вместе со своими двумя учениками. Само же оживление Голема произошло с помощью произнесения магических формул, а по другой версии благодаря вложению пергамента с формулами (шема) в уста Голема или же в его лоб. Понятие «шем», с помощью которого можно было оживить Голема, происходит из каббалы, в соответствии с которой можно повторить Божеский творческий поступок с помощью правильной комбинации букв Имени Бога. В конце процесса оживший Голем следовало одеть, и он должен был выглядеть на тридцать лет.

Защитник евреев

Причины, которые вели к попыткам создать искусственное существо, были разными. Пигмалион просил оживить свое произведение под воздействием любви, Пандора была послана в мир как инструмент мести богов, Парацельс исходил из научных соображений. Один из вариантов мифа о Големе имеет свой социально-политический подтекст. После того, как Голем впервые поднялся с земли, якобы раввин обратился к нему со следующими словами: «Знай, груда глины, что мы создали тебя из земного праха, чтобы ты защищал народ израильский от его недругов и оберегал его перед всеми несчастьями и угнетением, который наш народ испытывает».

Рабин начал творить Голема после того, как ночью услышал таинственный голос, призывающий его к созданию существа для охраны угнетаемого еврейского народа. Во времена Рудольфа Второго евреям в Праге жилось неплохо, тем не менее легенды нам сообщают о заговорах против них, которые сумел предотвратить лишь Голем. В легенде, возникшей тогда, когда во время правления наследников императора Рудольфа Второго поднимались волны антисемитизма, звучит призыв к приходу могущественного защитника, который защитит евреев от враждебного окружения.

Опасная сила

Голем не был ни добрым, ни злым, потому что был не человеком, а искусственно созданным существом, избавленным человеческих чувств. Огромную силу, находившуюся в нем, он использовал, служа своему повелителю и его народу. Голем не знал усталости, и, кроме того, в нем постоянно аккумулировалась энергия. Поэтому раввин по пятницам вынимал шем, чтобы Голем охладел. Несмотря на услуги, которые Голем оказывал раввину, последний пришел к заключению, что следует избавиться от необычного слуги. В наиболее традиционной версии легенды так произошло после того, как раввин в пятницу отправился в синагогу и забыл вынуть из уст Голема шем. Энергия, накопившаяся в Големе, превратила его в беснующееся чудовище, которое сумел остановить лишь сам раввин, прервавший богослужение в синагоге. Вынув шем, он превратил Голема в неподвижное тело, которое вместе с помощниками затем спрятал на чердаке Староновой синагоги (позже тех, кто пытался найти Голема, было более чем достаточно, среди них был и «неистовый репортер» Эгон Эрвин Киш). В этом слое легенды мы сталкиваемся с интересным мотивом Голема как не полностью управляемого творения человеческой мысли и способностей. Во время, когда другие человеческие открытия и изобретения способны уничтожить не только само человечество, но и планету, на которой оно живет, напоминание об этом является более чем современным. Голем должен был вызвать размышления о границах человеческого познания, точнее, о правилах, которые следует соблюдать на пути в поисках правды. Но на вопрос, как должен выглядеть шем, который защитил бы нас от современных угроз, вряд ли ответил бы и ученый раввин.

Источник вдохновения

Сегодня мы знаем, что тема Голема имелась в еврейской литературе задолго до того, когда жил раввин Лев. Мы также знаем, что авторство ему было присуждено позже в легенде, нам также известно, что пражских евреев спасал от погромов просвещенный император, а не искусственно созданный защитник. Несмотря на это легендарный Голем отправился в мир литературы, изобразительного искусства и кино. Тема Голема задает вдохновляющие вопросы, которые переносят Голема из области легенд и искусства в область естественнонаучных исследований и философии.

Поэтому в будущем к наиболее известным литературным Големам Юдиты Розенберговой, Густава Майринка, Хорхе Боргеса и их кинообразам, созданным Паулем Вегенером и Мартином Фричем, наверняка прибавятся и другие Големы. Кстати, международное объединение «Голем» исполняет клезмер, разбавленный панк-роком.

Петр Вагнер

Человек так устроен, что всегда хотел уподобиться Богу - тоже стать Творцом, Создателем.В принципе, это, наверное, заложено в самой природе человека, ибо сказано, что Бог создал нас по своему образу и подобию.В священных книгах типа Библии, Корана об этом очень подробно говорится.

Например, в 32-й суре "Челобитие" говорится, что Аллах сотворил Адама из глины: "Он - Тот, Кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины" (32:6-7).

Видимо, поэтому человек и стремился всю дорогу создавать себе подобных, помимо естественного пути - размножения. В более позднем варианте это Пиноккио (в русской версии - Буратино), в еще более поздней - всякие человекоподобные роботы, создание человека из пробирки, клонирование и т.п. Но тут мы не изобрели ничего нового, потому что сотворение искусственного человека из земли, глины встречается в антропогонических мифах многих народов, например, египетских, шумеро-аккадских; в частности, существует аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток, причем они были созданы парами, а жизнь в них была вселена через пуповины - практически как и полагается по природе. Об этом же говорится и в других источниках. Но все их рассмотреть просто нереально, поэтому остановимся на одном представителе из древних мифов - Големе.

Голем - персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи - глины, оживленный каббалистами с помощью тайных знаний, - все по той же аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.

Слово "голем" происходит от слова на старом иврите "гелем", обозначающего "необработанный, сырой материал", либо просто "глина". Корень -ГЛМ- встречается в Танахе в слове на старом иврите "галми", обозначающем "моя необработанная форма". Потом, в старом идише, слово "гойлем" приобрело переносное значение "истукан", "глупый и неповоротливый человек", "болван", перекочевавшее и в современный иврит.

Еврейские мифы нашли свое неожиданное продолжение в весьма распространенной, возникшей в Праге еврейской народной легенде об искусственном человеке, созданном из глины для исполнения разных "черных" работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и, главным образом, для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения. Далее по легенде Голем, исполнив свое задание, превращается в прах. Создание Голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги Махаралю Йехуде Бен Бецалелю или рабби Леву (Лейбу), человеку, кстати, вполне реальному, родившемуся в начале XVI века. Легенда эта относится к началу XVII века. Ее изложил в романе "Голем" Густав Майринк.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. Считается также, будто Голем возрождается к новой жизни каждые тридцать три года.

Позднее тему Голема часто использовали и в поэзии, и в художественной литературе, и в театральных пьесах, и в кино, и даже в компьютерных играх. Один из самых первых фильмов - фильм 1920 года "Голем: как он пришел в мир". В нем блистали тогдашние звезды Пауль Вегенер и Лида Салмонова.

Но как же он был создан - согласно легенде старой Праги? Дело было в далеком 1580 году. Евреи, как известно, в Праге селились кучно - в т.н. Еврейском городе (на тот момент Йозефове), жили тихо, никому не мешали, наоборот - только помогали. Среди них были ювелиры, лекари, ростовщики (банкиры) и представители других полезных профессий. Однако периодически церковь устраивала на них гонения, но все как-то затихало. И вот один священнослужитель по имени Тадеуш, ярый противник евреев, в очередной раз попытался нарушить покой и согласие и спровоцировать новые суеверные обвинения против евреев. Рабби Лев предложил тогда пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха (Пасхи) кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Рабби Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа рабби Лев заявил, что Христос умер на кресте, дабы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что так решил Бог. Христиане, наоборот, должны быть благодарны евреям, потому что иначе христианство могло бы и не возникнуть.

Потом рабби Лев во сне задал Богу Яхве вопрос, какими средствами начать борьбу со злым врагом. И Бог прислал ему ответ, внятно разложенный по алфавиту: Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Jisrael, что означало "Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев".

Рабби Лев, будучи очень сильным каббалистом, истолковал "присланное" сочетание слов так, что он может при помощи открытого ему Небом числа букв создать из земли - глины - живое существо. Он позвал своего зятя Ицхака бен Симеона и его ученика, левия Якоба бен Хайим Сассона, и поведал им тайну о возможности создания Голема, но объяснил, что один не справится: "Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак, будешь стихией огня, ты, Якоб - стихией воды, я сам - стихией воздуха, мы вместе создадим из четвертой стихии - земли - Голема". Он подробно объяснил им, что для начала надо пройти освящение и очиститься, дабы подготовиться к великому делу сотворения искусственного человека, и научил их тому, как нужно это сделать. (Как именно надо было "освящаться" и "очищаться" - к истории непосредственного отношения не имеет.)

Когда два "волонтера" прошли все обряды и были готовы, настал судьбоносный "День Икс", который также был вычислен при помощи каббалистических знаний. Работа проходила при свете факела и под чтение псалмов. Все трое дружно вылепили из глины фигуру мужчины и положили лицом вверх. Потом стали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо. Рабби Лев приказал Ицхаку семь раз обойти вокруг глиняного тела справа налево, научив его предварительно священному слову из книги Сефер Ецира, с помощью которого можно оживить Голема. Ицхак обошел и произнес заветные слова. После этого глиняное тело стало огненно-красным. Ицхак, как мы помним, олицетворял стихию огня.

Тогда рабби Лев велел и левию Якобу обойти тело справа налево тоже семь раз, сообщив и ему определенные для его стихии слова. Когда тот завершил свое задание, огненно- красный цвет исчез, и в глиняном теле потекла вода; из кожи пробились волосы, а на пальцах рук и ног начали расти ногти. Якоб, таким образом, исполнил свое предназначение, выступив в роли стихии воды.

Тут рабби Лев сам обошел глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем (каббалистическую комбинацию букв имени Бога) и, кланяясь к востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли слова: "И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Так благодаря трем стихиям (огню, воде и воздуху) четвертая стихия - земля - ожила. Голем открыл глаза.

Увидев это, рабби Лев сказал ему: "Вставай на ноги!" Голем встал. Потом на него надели одежду шамеса, и вскоре он выглядел, как нормальный человек. Только дара речи ему не доставало. Но позже выяснилось, что так даже лучше. На рассвете все четверо пошли по домам.

Пока шли, рабби Лев решил просветить свое детище, кто он и зачем явился на этот свет, и сказал: "Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача - защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате. Ты, Йозеф, должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал - хоть в огонь и воду; ты должен слушаться моих приказов, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши и если я тебя пошлю на дно моря". Йозеф кивнул головой в знак согласия. Рабби Лев привел "Йозефа" домой и сказал домашним, что на улице встретил немого незнакомца, и так как ему стало его жалко, он принял его в слуги раввината. Однако дома он запретил использовать Голема для личных нужд.

Прошло семь лет. Все эти годы "Йозеф" исполнял все приказания рабби Лева, исполнял хорошо. Далее в легенде возникает упавшая Тора. Случилось так, что в День Примирения в 1587 году в Староновой синагоге, где молился рабби Лев, глава общины уронил Тору, кладя ее в шкатулку после послеобеденного чтения. Событие вызвало среди всех собравшихся членов общины совершеннейший ужас, так как с незапамятных времен такой случай считался чуть ли не самым дурным предзнаменованием. Рабби Лев тоже взволновался и сразу приказал всем присутствующим на следующий день начать поститься. В понедельник он испросил во сне у Бога, какой грех является причиной этого дурного события. На этот раз Бог не дал ему внятного ответа, "продиктовав" лишь отдельные буквы, которых рабби Лев никак не мог истолковать. Тогда он записал их на бумажке и отдал Голему, поручив найти из них ответ ему.

Голем, просмотрев на клочок бумаги, сразу же вынул из книжного шкафа один молитвенник, открыл его и показал ту главу, которую в день смирения читали из Торы. Буквы, показанные во сне рабби Леву, были сокращенной записью заповеди "не желай жены ближнего твоего".

Увидев это, рабби Лев понял, что уронивший Тору глава общины состоял во внебрачной связи, поэтому Тора и выскользнула у него из рук. Он позвал главу общины к себе и доверительно рассказал ему о словах из сна. Тот, плача, признался в своем грехе, что действительно является любовником замужней женщины, и просил раввина назначить ему покаяние. Но рабби Лев пошел еще дальше, расторгнув по законам Моисея брак неверной жены и ее мужа.

Далее Голем выполнял много других поручений, но однажды пришел в ярость. Случилось это накануне шаббата. Рабби Лев ввел обычай давать Голему по пятницам после обеда своего рода дневной план на субботний день, потому что в шаббат он хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лев велел ему не делать в шаббат ничего другого, кроме как стоять на посту и быть осторожным. Но в одну из пятниц рабби Лев забыл после обеда дать Голему его план на завтрашний день.


Так Голем впервые остался без задания. Едва пятница подошла к исходу и все готовились к шаббату (шаббат у евреев начинается не с утра субботы, а с вечера пятницы), Голем стал бегать, будто бешеный, по еврейскому кварталу, бить и крушить все вокруг, и ничто не могло устоять перед его могучей разрушительной силой - так его взбесил и напугал тот факт, что о нем забыли и у него нет никакого занятия. Увидев буйства Голема, люди убегали с криком: "Йозеф сошел с ума!" Тут же возникла страшная паника, и вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лев. Он выбежал и, не видя Голема, все-таки закричал в сторону улицы: "Йозеф, остановись!"

И тут люди увидели, что Голем сразу же остановился как вкопанный, преодолев силу своей ярости. Рабби Леву сообщили, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: "Иди домой и ложись спать". И Голем послушался его как дитя. Затем рабби Лев вернулся в синагогу и приказал спеть еще раз песню для шаббата. Взволнованный рабби попросил всех свидетелей ничего не сообщать об этой истории властям, поскольку очень боялся закрытия синагоги за богохульный эксперимент по созданию искусственного человека. С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл дать Голему задание на следующий день, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не успокоить.

После этого Голем вел себя послушно, все так же успешно защищал евреев, если в этом случалась необходимость, но прошло какое-то время и общине больше не грозила злостная клевета - император Рудольф II пообещал, что нападения христиан на евреев больше не будет, - и существование помощника стало излишним.

Тогда рабби Лев позвал к себе Ицхака и Якоба и сказал им: "Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться злых обвинений. Поэтому мы должны уничтожить его". Все должно было происходить тайно. Было это в начале 1593 года.

В назначенный день рабби Лев приказал Голему, чтобы он на этот раз не ночевал в раввинате, а перенес свою постель на чердак Староновой синагоги и переночевал там. В два часа ночи к рабби Леву пришли Ицхак и Якоб, и он спросил их, может ли мертвый, т.е. не-живой, каким, по идее, является Голем, представлять собой, как и другие мертвые, предмет загрязнения. Это был очень важный вопрос, так как иначе священнослужитель не мог бы участвовать в уничтожении Голема, но рабби Лев решил, что на этот вопрос надо ответить отрицательно. Иными словами, если Голлем изначально был не-живой, то и греха убийства на священнике не будет.

Придя к такому решению, все трое поднялись со слугой на чердак синагоги и приступили к уничтожению Голема. Они делали все с точностью до наоборот по сравнению с той ночью, когда создавали человека из глины, т.е. если в ночь создания они стояли у ног Голема, напротив его головы, то сейчас они стали к его голове и смотрели на ноги. Каббалистические слова также читались наоборот.

После всех процедур Голем снова стал просто комком глины. Рабби Лев потом позвал слугу, Авраама Хаима, и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема потом укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых по еврейскому обычаю на чердаке синагоги.

Утром в еврейском квартале людям сказали, что Йозеф ночью исчез из города. Правду знали только несколько человек. Рабби Лев приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги.

Вот такая легенда... На какое-то время о ней несколько подзабыли, однако о Големе снова заговорили в конце XVIII века, когда польский раввин Элия из Хелма выдвинул свою версию случившегося в Праге и якобы сам создал голема.

Говорят, правда, что пражского Голема до конца так и не удалось уничтожить, что глиняный человек продолжает ходить по улицам еврейского квартала Праги и пугать прохожих. Что его якобы даже видели, и не раз. Но это уже точно относится к легендам таинственного города Праги, причем более современным.

А вот тут уже пора перейти от легенд к реальности. Если проанализировать предания и исторические данные, то выявляются три факта, которые точно не являются вымыслом. Первый из них - приостановка пятничного богослужения рабби Левом, чтобы прекратить бесчинства некоего Йозефа. Второй - просьба к прихожанам (или посвященным в историю) не сообщать властям о каком-то эксперименте. И третий - запрет входа на чердак Староновой синагоги. Запрет действительно существовал, и даже была разобрана внешняя лестница, чтобы какой-нибудь любопытный туда не проник. Перед дверкой на чердак на высоте 10 м раньше была площадка, на которую вела деревянная лестница.

б этом свидетельствовали отверстия в стене для несущих балок. Позже они были замурованы. В XVIII веке главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793) побывал на чердаке синагоги - приставив к стене переносную лестницу. Прежде чем подняться наверх, раввин прошел строгий обряд очищения, постился и молился. Потом в молитвенном облачении и с ремешками тефилим на голове вошел на таинственный чердак синагоги, в то время как его ученики ожидали внизу. Однако наверху он провел всего несколько минут, а когда вернулся, сильно дрожал. Что он увидел на чердаке, никому не сказал. "Пусть никто больше не осмеливается идти туда наверх и не тревожит покой Голема!" - обновил раввин строгий запрет входа на чердак.

Сегодня на чердаке Староновой синагоги нет никаких останков Голема. Но это не значит, что их там не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. Кстати, вход на чердак синагоги запрещен и в наши дни. По какой причине? Если из-за легенды о Големе, то этот запрет доказывает, что это не легенда!

Еще одним подтверждением реальности Голема может служить повторение 92-го псалма во время богослужения в Староновой синагоге. Эта традиция может быть напоминанием о давней приостановке проповеди раввина из-за дебоширства Голема. Подобной традиции нет ни в одной другой синагоге.

Тайна чердака синагоги и легенды о Големе очень сильно заинтересовали чешского исследователя и писателя Ивана Маркеля, который занимался этим вопросом около тридцати лет. В 1984 году он добился-таки разрешения подняться на чердак синагоги, обыскал с радаром весь чердак, прослушал стены, но ничего, естественно, не нашел.

Кстати, за весь ХХ век Маркель был вторым, кого пустили на чердак. Первым был пишущий на немецком языке журналист еврейского происхождения Эгон Эрвин Киш (1885-1948), также увлеченный легендой о Големе. Он побывал на чердаке в 20-х годах. У него был друг, тоже еврей, не менее увлеченный этой темой. С ним Киш познакомился в 1915 году. Тот служил в австро-венгерских войсках и переписывал некоторые части рукописи. В книге, которую он купил в польском городе Пршемысле, описана судьба Голема, старинного глиняного робота. Написана она сразу после смерти рабби Лева. Из текста следует, что тело Голема, вероятно, не осталось на чердаке Староновой синагоги. Вполне может быть, оно временно скрыто в одной из частей нынешнего Йозефова.

Маркель считает, что следы тела Голема могут вести в несколько разных мест в Праге. Чтобы лучше разобраться во всей этой истории, он изучил книгу, которую в 1909 году выпустил польский еврей раввин Юдель Розенберг. Эта книга - первое подробное повествование о жизни рабби Лева и возможного Голема. Розенберг утверждал, что перевел первоначальный еврейский текст - "Чудеса Махарала", написанный Исаком Кацем, учеником и зятем рабби Лева. Согласно этому сочинению Голема на самом деле оживляли с помощью шема, чему соответствуют и другие версии этой истории. Вполне возможно, что Кишу его друг рассказал именно о той книге, которая послужила основой труда Исака Каца.

Маркель в своих исследованиях опирался и на статьи Эгона Эрвина Киша, в частности, на статью в воскресном приложении к газете Prager Tagblatt от 12.9.1920. В ней Киш пишет, что наиболее результативно будет связать с исчезновением Голема слугу рабби Лева Авраама Хаима, который принимал участие в уничтожении тела. Вероятно, Хаим со своими родственниками тайно перевез Голема в подземное помещение пражской Пинкасовой синагоги. Спустя несколько дней он перемещает его в другой подвал на бывшей Цыганской улочке - в дом, который тогда частично принадлежал пражскому еврею Ашеру Бальбиреру. Оттуда Ашер Бальбирер перевез тело на частично заброшенное еврейское кладбище у телевизионной вышки на Жижкове, на бывшем Холме Виселиц Sibenicni vrch, ныне Фибиховой улице.

Не остался ли там Голем и поныне? Не является ли это вымыслом? Происхождение перевода Киша невозможно проследить, а в его рукописи есть несколько исторических неточностей, правда, не очень важных, да и кто застрахован от неточностей, тем более что речь идет о событиях пятисотлетней давности. Самая важная из неточностей - что еврейское кладбище для умерших от эпидемии чумы в то время еще не существовало, оно появилось спустя девяносто лет. Но могло ведь быть и другое кладбище?

Второй след ведет на Старое еврейское кладбище в Йозефове. След весьма правдоподобный. Дело в том, что в пражских архивах нашлась запись, что в 1883 году в синагоге проводился ремонт, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке (вот откуда на балке цифры 1883) и на внешней стороне смонтировали временную лестницу из металлических скоб. Чердак был очищен, а обнаруженные вещи спущены вниз и закопаны на старом еврейском кладбище. Какие это были вещи, никто уже не знает, а архивные записи обходят этот момент молчанием: вещи, и все. Вместе с предметами могли вынести и тело Голема.

Если предположить, что члены еврейской общины в 1883 году нашли среди священных книг и молитвенного облачения человеческие кости (или что-то непонятное - типа фигуры из глины), то находку бы скрыли или тайно закопали на кладбище, потому что в то время снова поднялась волна антисемитизма, и евреев опять обвиняли в ритуальном использовании крови христиан.

Кстати, о вынесенных и закопанных вещах: какая такая необходимость была закапывать старый хлам четырехсотлетней давности и остатки книг? И именно на кладбище?! Не проще ли было это просто сжечь?

Далее история делает неожиданный поворот, которого никто не ожидал. В 1999 году к Ивану Маркелю обращается индонезиец Тедди Сунарди, который изучает право в Карловом университете. Он и вносит в расследование удивительный поворот. Индонезийца, мать которого чешка, с детства посещают странные сны и видения с незнакомой старой площадью с колонной или другими неизвестными ему местами, напоминающими улицы какого-то старого европейского города. Он зарисовывает эти места и жутко удивляется, когда в его рисунках мать узнает Староместскую площадь!

Индонезиец позже идентифицирует свои сны и с другими пражскими местами, в первую очередь со старым пражским Еврейским городом в том виде, каким он был перед обширной перестройкой в конце XIX века. Молодой человек попал в Прагу только на учебу, в детстве мать его туда не возила, и он не видел эти места даже на фотографиях. Но индонезийский студент знает такие подробности о старой Праге, которые могут знать только специалисты по ее истории. Председатель клуба "За старую Прагу" доктор философии Катержина Бечкова проверяла его память, показывая ему старые фотографии разных мест Еврейского города до перестройки. Тедди пробовал отвечать, что где. Результаты были поразительные - около 80 процентов четких попаданий!

Экстрасенсы, подключенные к исследованиям, выяснили, что Сунарди во сне разговаривает с давно умершими людьми, среди которых и пражский раввин Якуб Шмилес (1570-1634). Он в одном из снов сообщил студенту, что тело Голема лежит в пражском Йозефове в доме, где через шестьдесят дней умрет человек. Вычисленная дата приходилась на 31 июля 1999 года, когда смерть действительно посетила дом №849/6 на пражской улице У Милосердных. В подвале этого дома Маркель потом искал закопанного Голема, и снова с радаром. Поиск не увенчался успехом, но чешский исследователь пришел к шокирующей взаимосвязи: этот дом расположен в нескольких метрах от бывшей Цыганской улочки, которую упоминает рукопись Киша!

Или тело Голема (человеческий скелет, глиняная фигура или остатки таинственного механизма - такая версия тоже имела место, ведь рабби Лев был известен своей мудростью, обширными знаниями естественных и тайных наук. Он мог, например, построить искусственный механизм. Хоть это и кажется менее правдоподобным, но эту версию нельзя полностью исключить) похоронено в другом месте и лежит где-то поблизости от этой пражской улочки и ждет своего первооткрывателя?

Которого Бог создал из глины.

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. גלמי ‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam - он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово - Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

Легенда

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Отражение в культуре

Литература

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка , и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер .

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Кинематограф

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1936 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы ».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме "Soul Eater" была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

Категории:

  • Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса
  • Персонажи фильмов
  • Каббала
  • Культура Праги
  • Вымышленное оружие
  • Голем
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

История о человекоподобном, необычном создании Големе, уходит своими корнями далеко вглубь истории. Много разных, неподтвержденных фактов существуют об этом глиняном творении, но только история о и его фантастическом создании до сих пор храниться в памяти и сердцах многих евреев. Они никогда не смогут забыть того, кто по их мнению, стал спасителем еврейского народа.

Посланный небесами

Как гласит легенда, однажды, в очередной раз увидев как его еврейский народ, живущий на территории Праги, угнетают, Лёв не выдержал и со слезливой мольбой обратился за помощью к небесам. Он молил их, чтобы они дали ответ, как защитить несчастных людей, и небеса откликнулись на его зов. Они приказали раввину сотворить глиняного Голема, который станет защитником запуганного, обездоленного народа и уничтожит его врагов.

Ритуал рождения

После этого, Лёв без промедления берется за создание этого необыкновенного существа. Он владел достаточными знаниями для того, чтобы совершить сложный ритуал оживления. Для этого ему нужны были четыре стихии (огонь, земля, воздух, вода), два помощника и шем (по одному древнему писанию существует верование в то, что если в правильной последовательности написать буквы Имени Бога, то можно повторить поступок подвластный одному Всевышнему).

Благодаря этому списку, на берегу реки , Лёв и его помощники начали проводить сложный обряд. Сначала, раввин вылепил из глины подобие человека, размеров с три локтя. Затем, каждый из них прошел вокруг этой скульптуры, произнося при этом слова из магических формул. После этого, Лёв вложил в уста Голема шем, который вдохнул жизнь в неживую, бездушную глину.

Главное предназначение

По завершении ритуала, глиняный человек очнулся и встал. Раввин повел его за собой и приютил в своем доме. Изначально, Голем был небольшого роста, но с каждым днем он становился все больше и сильнее. Главной его работой была защита еврейского народа, а также помощь по хозяйству. И, хотя Голем был очень похож на человека, все же он ничего не чувствовал и не различал эмоций. В нем не было ни зла, ни добра. Он просто выполнял то, что ему приказывали.

В течение долгих 13 лет глиняный защитник был на страже безопасности еврейского населения и помогал своему создателю. За это время он многое успел и евреи наконец-то смогли жить спокойно. Больше они не дрожали от страха за себя и свои семьи. Они сумели получить желаемую свободу.

Потеря контроля. Исчезновение.

Несмотря на то что Голему совершенно не нужны были ни отдых, ни покой, а силы в нем были неиссякаемые, каждую пятницу раввин усыплял его.

Он забирал с его уст шем и уходил в синагогу на молитвы. Но однажды, Лёв забыл совершить этот еженедельный ритуал и ушел из дому, оставив бодрствующего глиняного человека одного.

Новости о том, что он начал бушевать и проявлять невиданную ранее агрессию, застали раввина в церкви на службе. Он быстро вернулся домой и вынул изо рта беснующегося Голема шем. В этот день Лёв решил навсегда прервать существование глиняного человека. После этого решения, мужчина и несколько его помощников отнесли опустошенное тело на чердак синагоги.

Раввин строго наказал всем, чтобы никто и никогда не смел переступать порог этого хранилища. Даже спустя годы после его смерти, люди все еще опасались входить в запрещенное место.

И только в 1920 году этот запрет был нарушен. Эгон Эрвин Киш - чешский журналист, решил провести собственное расследование. Но когда он поднялся на заброшенный чердак, то ничего не нашел. Только один мусор и никаких следов и даже намеков на то, что там когда-то могло находиться тело великого еврейского героя Голема.

Народная легенда для людей намного важнее фактов и доказательств

Хотя в настоящее время уже практически полностью доказано, что история про ожившего глиняного человека, всего лишь не имеющая под собой никаких оснований выдумка, евреи все равно до сих пор верят в его реальность. Некоторые даже утверждают, что лично видели Голема в то время, когда он прогуливался по улицам Праги, где обитает большего всего евреев.

Это легенда навсегда вошла в историю пражских евреев и они свято верят в нее, и до сих говорят спасибо Голему за то, что когда-то он сумел уберечь их предков. И в благодарность на долгую память, в честь него был открыт памятник на аллеи Кароля Марцинковского.

  • (9.00 €, 2 часа)
  • (9.00 €, 2.5 часа)
  • (15.00 €, 2 часа)
  • (19.00 €, 2.5 часа)

Легенда о големе – одна из старейших и самых знаменитых городских легенд Праги. Сегодня в чешской столице можно найти множество сувениров, изображающих этого глиняного великана, а местные гиды с удовольствием проведут вас по улочкам Йозефова квартала и покажут наиболее интересные достопримечательности, так или иначе связанные с големом.


Свое начало легенда берет в XVI веке. В то время большая еврейская община Праги слишком часто стала подвергаться гонениям и погромам. По городу ходили жуткие слухи о том, что евреи во время своих праздников убивают младенцев и пропитывают их кровью традиционные лепешки. Более того, были известны случаи, когда особо нетерпимые граждане Праги специально подкидывали на улицы еврейского квартала трупы младенцев, а потом обвиняли жителей в содеянном преступлении.
Когда число погромов и лжеобвинений стало принимать угрожающий характер, верховный раввин Праги – Лёв бен Бецалель решил прибегнуть к крайней мере. Он отважился провести древний каббалистический ритуал и с помощью магии создать могущественного защитника для своих единоверцев.


Магический ритуал Бецалель провел ночью, на берегу Влтавы, в присутствии двух ближайших помощников. Сначала из влажной глины была вылеплена большая человекоподобная фигура, затем раввин и его помощники медленно обошли вокруг лежащей фигуры, а в заключение раввин вложил в рот голему шем – лист пергамента с начертанным на нем древним еврейским заклинанием, дарующим жизнь любому неодушевленному предмету.
После того, как ритуал был окончен, глиняный гигант встал на ноги и послушно отправился в город вслед за своим создателем.

Защитник и разрушитель

От обычных людей голем отличался гигантским ростом, коричневым цветом кожи и необычайной молчаливостью, он не мог разговаривать, так как во рту у него был пергамент. Днем великан помогал жене раввина по хозяйству, а ночью бродил по улицам еврейского квартала, оберегая покой его жителей. Иногда голем исполнял особые поручения хозяина, например, разыскивал сбежавших из общины вероотступников.
Жители других районов города быстро узнали, что у евреев появился могучий защитник. Нельзя сказать, что слухи о големе пошли евреям на пользу, но страх был сильнее ненависти, и нападения на их дома постепенно прекратились.


Голем старательно исполнял свои обязанности в течение недели, а в пятницу вечером Бецалель, обычно, вынимал у него изо рта шем и гигант застывал до утра понедельника. Делать это было необходимо, так как дух, заключенный в глиняную оболочку, мог попытаться вырваться наружу в священную субботу, когда, по еврейским законам, любое существо должно было обретать свободу.


Но однажды Бецалель, занятый каким-то неотложным делом, позабыл вовремя вынуть шем изо рта голема. Дух, оживляющий глиняного истукана, взбунтовался, в сам гигант, обезумев, начал крушить все, что попадалось ему на пути. Жертвами разбушевавшегося монстра стали несколько случайных прохожих и именно это натолкнуло перепуганных евреев решиться на противозаконный поступок – они ворвались в синагогу и потребовали от раввина немедленно прервать богослужение и утихомирить своего подопечного. Бецалель в то время читал 92-й псалом, и, прервав чтение, немедленно поспешил на помощь своей пастве.


Ему удалось хитростью подобраться к бушующему гиганту и вырвать заветный пергамент у него изо рта. После того, как голем был обездвижен, раввин, как ни в чем ни бывало, вернулся в синагогу и вновь прочитал 92-й псалом, от которого его отвлекли.
После окончания службы Бецалель решил больше не искушать судьбу, и спрятал глиняного истукана посреди разнообразного хлама на чердаке синагоги. Чтобы ни у кого больше не возникло желания вновь оживить голема, раввин строго настрого запретил кому бы то ни было входить на чердак. Для верности, была даже разобрана лестница, ведущая наверх.


Говорят, что в XVIII веке, раввин Эзихиэль Ландау все же решился проникнуть на запертый чердак и посмотреть на голема. Перед тем, как подняться туда, он прошел сложный обряд очищения. Лишь после длительных приготовлений, в молитвенном облачении, раввин взобрался на чердак по приставной лестнице. Ученики, с любопытством ожидавшие его внизу свидетельствовали, что их учитель пробыл на чердаке всего несколько минут, а когда спустился, был бледен как мел и сильно дрожал. Своими впечатлениями от увиденного он ни с кем не поделился, но немедленно повторил приказ Бецалеля, повелев, чтобы никто даже не пытался проникнуть на чердак и потревожить покой голема.
Казалось бы, тут легенде и конец. Но она продолжила свою жизнь, и со временем обросла новыми подробностями.

Легенда жива

В 1920 году ослушаться приказа двух уважаемых раввинов прошлого осмелился один пронырливый журналист по имени Эргон Эрвин Киш. Тайно проникнув на чердак Староновой синагоги, именно так она теперь называется, репортер, к своему великому сожалению, не обнаружил там ничего, кроме старинного хлама и вековой пыли.
После этого в прессе развернулись бурные дебаты о том, что легенда о големе – это всего лишь старинная сказка, и ученые наперебой предлагали собственные рациональные версии ее появления. Однако, в поддержку того, что голем — не миф, среди жителей чешской столицы упорно ходит еще одна легенда, которая вполне объясняет отсутствие следов глиняного гиганта на чердаке синагоги.


Говорят, что однажды в синагоге прохудилась крыша, и для ее починки был вызван кровельщик. Латая дыру, он нечаянно заглянул через нее на тот самый чердак, где увидел глиняную фигуру голема. Все бы было ничего, но жена мастера оказалась потомком Бецалеля и в ее семье, как реликвию, хранили тот самый шем. Не сумев совладать с соблазном, кровельщик решился попробовать оживить глиняного истукана. Перед тем, как вложить ему в рот магический пергамент, мужчина обвязал голову голема железным обручем, но забыл о самом главном – дать великану задание. Неуправляемый голем начал вершить зло. После того, как великан задушил семерых ни в чем не повинных прохожих и чуть не спалил до тла знаменитую Золотую улицу, с неба вдруг спустилась ослепительно белая голубка. Птица ловко вырвала изо рта голема шем, и улетела в неизвестном направлении. Лишившийся животворящей силы голем упал, а внезапно начавшийся дождь полностью размыл глину, из которой он был сделан. Потому то и не нашел ничего на чердаке дерзкий охотник за сенсациями.


Вот так и закончилась поучительная история о мудром священнослужителе, его магическом детище и благих намерениях. К слову, голем, все таки, помог еврейской общине Праги. Погромы прекратились, а чуть позже император Рудольф II строжайше запретил своим гражданам подвергать гонениям евреев, живущих в чешской столице. В память о раввине Бецалеле и усмирении голема на службе в Староновой синагоге до сих пор дважды читают 92-й псалом.
Сам Лёв бен Бецалель умер в преклонном возрасте и похоронен на одном из кладбищ Праги. На его могильном камне выбита надпись, что именно здесь лежит тот самый творец голема. А еще говорят, что если оставить на могиле раввина записку с желанием – оно обязательно сбудется. Правда, стоит хорошенько подумать, так как даже самые благие желания, воплотившись в жизнь, могут принести не только счастье, но и большие беды.


А в Праге до сих пор верят, что каждые 33 года, на улицах Йозефова квартала можно встретить огромное человекоподобное существо из глины, которое внезапно появляется и исчезает прямо на глазах у прохожих.